- 06.03.2019
- 1208 Просмотров
Читмил применяется при диетах с, пожалуй, двумя основными целями.
Первая - чисто психологическая. Каким бы героем не был диетящийся и, насколько простенькой ни была бы диета, все-таки, ее соблюдение требует определенных ментальных ресурсов. Сидеть на «хлебе и воде», когда окружающие «трескают» тортики, можно до определенного предела.
Потом, как правило, происходит слом со всеми тяжкими. Дабы избежать этих «тяжких» периодически рационально делать послабление в диете. Легкое…или не очень легкое – зависит от целей и психологической стойкости.
Вторая цель физиологическая. Если не вдаваться в этиологию вопроса, то общий смысл в том, что с уменьшением калорийности питания энергетические затраты нашего организма (базальный обмен веществ) также уменьшаются.
Поэтому через определенное время урезанной калорийности уже может быть недостаточно для того, чтобы продолжать сбрасывать вес дальше. Организм находит новую точку равновесия и перестает сбрасывать килограммы. Мы вроде и питаемся диетически и гораздо меньше, чем обычно, но вес почему-то не уходит. На поверку все достаточно прозрачно.
Наши обменные процессы стали менее затратными и нет необходимости в дополнительных калориях. Чтобы в новых условиях продолжить процесс сброса веса, можно прибегнуть к одной из двух схем изменения диеты.
Первая – это продолжать резать калории, дабы создать новый отрицательный баланс в поступающих и затрачиваемых калориях. Вторая, с точностью до наоборот - поднять калорийность и тем самым «раскачать» обмен веществ. Во втором случае и используется диетический принцип, названный Чит Мил.
А теперь, собственно, сам вопрос, поставленный в заглавие – а как часто можно этот самый Чит Мил применять? Если допустить, что с психологической устойчивостью у нас все «в поряде» и держать диету можем «бесконечно» долго, есть ли с точки зрения физиологии какое-то обоснование «почитмилиться»?
Для ответа возьму частный случай диетической программы, которая в билдерских кругах называется «безуглеводка». Для обоснования же частоты «мошенничества» буду оперировать двумя физиологическими процессами, которые называются Гликогенолиз и Глюконеогенез. На выходе дам цифру частоты Чит Милов в днях. Эта цифра может быть рабочей и для других схем питания, однако для них «математика» обоснования может строиться по другим правилам и корректной данную цифру считал бы только для данного варианта - варианта безуглеводной диеты.
Тем не менее…
БЕЗУГЛЕВОДКА
Сленговое название диетической схемы, при которой в рационе отсутствуют углеводы. Теоретически сделать диету совсем «безуглеводкой», безусловно, нельзя. Даже если «сидеть» на телапии и огурцах, то какое-то, пусть и небольшое, кол-во углеводов, все равно, будет приходить с продуктами. Как правило же, диеты не ограничиваются таким набором продуктов. «Ассортимент» гораздо шире и, соответственно, углеводы поступают в несколько больших количествах, чем условный «0».
Поэтому под «безуглеводкой» буду понимать такую диетическую схему, углеводов в которой присутствует не более 100 гр. Почему 100, а не, скажем, 50 или 200?
Дело в том, что наш организм содержит т.н. глюкозозависимые клетки (мозг, нервные клетки, эритроциты, мозговое вещество надпочечников, семенники). Эти клетки могут «работать» только на глюкозе. У них нет системы окисления других субстратов (нет митохондрий), они работают в т.н. гликолизе – процессе анаэробного образования АТФ, при котором остается молочная кислота (Лактат). Суточная потребность таких глюкозозависимых клеток порядка 80-100 гр. углеводов.
Наш организм для обеспечения данных клеток питанием должен поддерживать постоянство глюкозы в крови. Делает он это с помощью указанных выше процессов Гликогенолиза и Глюконеогенеза. Т.е. едим мы углеводы, не едим - мы можем совсем (!) голодать - но ~ 100 гр. углеводов наш организм произведет для питания указанных выше глюкозозависимых клеток.
Поэтому, если мы потребляем меньше 100 гр. углеводов, то с высокой степенью вероятности можем утверждать, что тренировки и жизнеобеспечение остальных систем организма будет происходить на жирах-белках, что для нас в контексте построения программы жиросжигания крайне актуально. Если же потребляем больше 100 гр.углеводов, то, как говориться, есть варианты.
ГЛИКОГЕНОЛИЗ
Как известно, наш организм имеет несколько систем резервирования энергии. В частности, наши жировые депо могут депонировать жиры, а глюкозу наш организм резервирует в виде гликогена. Гликоген депонируется в основном в мышцах и печени. Хотя основные запасы гликогена сосредоточены именно в мышцах (~ 80 %) но, как бы это странно не звучало, в данном случае рассматривать их не будем.
Дело в том, что гликоген мышц может использоваться ТОЛЬКО на внутримышечные потребности. Для обеспечения постоянства глюкозы в крови организм не может использовать гликоген мышц. Для поддержания артериальной глюкозы организм использует только гликоген, который депонируется во внутренних органах. Главным поставщиком такого гликогена является печень.
Когда поступление глюкозы в кровоток из съеденной пищи иссякает, включается вот этот самый процесс Гликогенолиза. Т.е. процесс конвертации гликогена печени в глюкозу для обеспечения последней постоянством в крови и питания глюкозозависимых клеток. А когда иссякает и гликоген печени, то организм «переключается» еще на один процесс, который имеет название Глюконеогенез.
ГЛЮКОНЕОГЕНЕЗ
Процесс образования глюкозы из неуглеводных веществ, к которым относятся Лактат, аминокислоты и Глицерол. Этот процесс с точки зрения «сушки» нам интересен третьей составляющей – Глицеролом. Глицерол – это составная часть триацилглицеролов, по-простому, жиров. Т.е., чем сильнее процесс Глюконеогенеза, тем в большей степени мы можем рассчитывать на процесс липолиза и рекрутирования жиров в энергообеспечение организма.
В этом процессе жирные кислоты триацилглицеролов будут поступать в энергообеспечение клеток (мышц), а освободившийся Глицерол будет использоваться печенью для конвертации в глюкозу. Таким образом, генеральный смысл «безуглеводки» как диетической схемы в этом и заключен – работать на жирах, истощая их запасы.
Для полноты картины Глюконеогенеза несколько слов о двух других неуглеводных составляющих данного процесса.
ЛАКТАТ
Лактат (молочная кислота). Его мы знаем в первую очередь в контексте анаэробного энергообеспечения работы мышц. В данном же случае безуглеводной диеты данная составляющая в процессе Глюконеогенеза будет незначительной. Мышечный лактат в математике просчета можем учитывать только первые пару дней после очередного Чит Мила, когда наши гликогеновые запасы мышц были заполнены глюкозой и на которых эти пару дней можем «поработать». В остальном Лактат процесса Глюконеогенеза учитывается от работы глюкозозависимых клеток организма (см.выше). Предполагаю, что общий вклад образования глюкозы из Лактата в процессе Глюконеогенеза составляет 10-15%.
АМИНОКИСЛОТЫ
Вот эти составляющие будут основными в процессе Глюконеогенеза. Предполагаю, что порядка 60-70 % данного процесса будут обеспечиваться аминокислотами. В случаях «безуглеводной» диеты принято несколько повышать кол-во потребляемого белка. Почему – вполне понятно.
В данном случае аминокислоты выступают уже не только как строительный материал клеток, но и как альтернатива глюкозе в энергообеспечении организма. Если остаться в заданном кол-ве потребления белка, то могут пострадать структурные белки, в частности мышц, из которых организм будет конвертировать глюкозу для своих потребностей.
Здесь бы акцентировал внимание на понятии НЕСКОЛЬКО. Белки (аминокислоты) также имеют калорийность, как и жиры и углеводы. Поэтому при безуглеводке поднять кол-во потребляемого белка рационально именно НЕСКОЛЬКО, а не в два или три раза! Иначе смысл пониженной калорийности для сушки теряет свою актуальность. Организм не будет сбрасывать вес, будет «спокойно» работать на белках.
Итак, теперь зная все переменные процесса, вернемся к вопросу надобности и частоты Чит Милов. Казалось бы, если у нас с психологией все «гуд» и наши нервы как морские канаты, то сидели бы себе на «безуглеводке», да и в ус не дули!
Оказывается, мощность процесса Глюконеогенеза не постоянна. Через некоторое время она снижается. А снижаясь, сами понимаете, теряется и мощность липолиза, а значит и использование жиров в энергообеспечении. Наступает это через 8 дней голодания(в нашем случае «безуглеводки»).
Поэтому видится вполне разумным, мощность процесса Глюконеогенеза сохранить. Как? Правильно, на некоторое время «отключить» его, переключившись либо на обеспечение постоянства глюкозы в крови непосредственно из пищи, либо посредством процесса Гликогенолиза. Сделать это можно подняв кол-во потребляемых углеводов. Можно, согласуясь с академией вопроса, и раз в 8 дней, но имея 7-дневную неделю, вполне рационально «привязать» частоту Чит Милов к этому периоду. Т.е. согласно предложенной математике раз в неделю делаем Чит Мил.
На сколько поднимать углеводы? Вопрос многоплановый и зависит от разных тренировочных и диетических целей. Но, по крайней мере, это должно быть не менее 200-300 грамм углеводов в день.
Можно ли больше? Можно, но мы должны учитывать, что тогда будут восполнены сначала запасы гликогена мышц (у девочек это грамм 200-300, у обладающих мышечной композицией мужчин грамм до 800) и их надо будет потом вырабатывать на последующих тренировках, а потом (вернее параллельно) будут и восполняться жировые запасы, ведь пойдет высокая глюкоза крови, инсулиновая реакция и распределение этой глюкозы по тканям гликоген- и жир-содержащих.
При возврате на «безуглеводку» «нажранные» запасы достаточно быстро будут уничтожены (по моей практике на это надо 2-3 тренировочных дня), но пренебрегать данной математикой не рекомендовал бы.