Главное меню
О диетах, воспалении и окислительном стрессе

Правильная кулинарная обработка продуктов позволяет нормализовать чувствительность к инсулину, но не вес.  Между тем, именно ожирение — причина таких тяжелых недугов, как инсулинрезистентность, сердечно-сосудистые заболевания, рак и диабет.

Инсулинрезистентность — признак метаболического синдрома и диабета 2-го типа.  Чтобы восстановить нормальную чувствительность к инсулину и, возможно, даже вылечить диабет, достаточно бывает сбросить вес. Вопрос в том, как это сделать. Некоторые специалисты, основываясь на результатах клинических исследований, рекомендуют длительную низкокалорийную диету (менее 1000 калорий).

Если не ограничивать калории так радикально, вес можно сбросить, изменяя соотношение основных компонентов рациона: белков, жиров и углеводов. В этой области между диетологами нет согласия. С жирами все ясно: их потребление нужно сократить, особенно насыщенных. Сложнее с углеводами. Долгое время считали, что диета должна быть высокоуглеводной, то есть более половины калорий пациент должен получать из углеводов. 

Однако более поздние исследования заставили ученых усомниться в этой рекомендации.  По некоторым данным, низкоуглеводная диета не менее эффективна. Так какую же предпочесть? Этой проблеме посвящена работа специалистов Калифорнийского университета в Сан-Диего [2].

Ученые провели сравнительное исследование трех диет, различных по содержанию питательных веществ: низкое содержание углеводов,  низкое содержание углеводов плюс грецкие орехи (42 грамма в день) и высокоуглеводная диета (рис. 2). Грецкие орехи известны как продукт, способствующий потере веса. Они обладают противовоспалительными свойствами, снижают содержание липидов в крови, и от них не толстеют, хотя они калорийны.  

1.jpg

Рисунок 2. Состав диет с разным содержанием углеводов.

Испытание длилось год, в нем участвовали 245 женщин от 22 до 72 лет с избыточным весом или ожирением. Индекс массы тела у них колебался от 27 до 40, у доброй половины диагностировали инсулиновую резистентность (HOMA-IR > 3), диабета второго типа не было ни у кого. Все участницы исследования жили дома, они получили подробнейшие инструкции и находились на связи с диетологами. Каждая диета сокращала суточное  потребление энергии на 500 — 1000 калорий, кроме того пациентки около часа в день выполняли физические упражнения средней интенсивности.

Спустя год все участницы, дотерпевшие до конца (31 дама выбыла досрочно), потеряли по несколько килограммов веса. Участницы с нормальной чувствительностью к инсулину сильнее похудели на низкоуглеводной диете с грецкими орехами, они потеряли в среднем около 8 кг, или 9% веса. На низкоуглеводной диете они сбросили существенно меньше, примерно 4 кг (5.5% веса). Разница между ореховой и высокоуглеводной диетами оказалась недостоверной. Женщины с инсулиновой резистентностью с равным успехом худели на любой из трех диет , они сбросили от 6 до 8 кг. 

Исследователи предположили, что орехи вызывали у женщин с нормальной чувствительностью к инсулину ощущение сытости, поэтому они меньше ели и сильнее худели. При инсулиновой резистентности организм таких тонкостей не различает, и все диеты действуют одинаково. Но эту гипотезу еще предстоит проверить.

 

Получается, что для женщин с ожирением доля углеводов в рационе не важна.  Не они ответственны за избыточный вес. Можно выбрать самую удобную диету, главное — соблюдать ее. Этот вывод исследователи проверили еще раз. Дело в том, что участниц распределяли по группам, не учитывая их резистентность к инсулину. Этот показатель анализировали в конце работы. Поэтому ученые поставили специальный эксперимент, позволяющий оценить влияние инсулиновой резистентности на потерю веса при разных диетах (рис. 3). Спустя полгода они не обнаружили достоверной разницы. Впрочем, чтобы сделать окончательные выводы, нужды дополнительные исследования.

2.jpg

 Рисунок 3. Инсулиновая резистентность не влияет на эффективность диет с разным содержанием углеводов.

Пищевая добавка от солнечных ожогов.

Правильно подобранная диета снижает воспаление и окислительный стресс. А ведь эти две напасти сопровождают не только ожирение и метаболический синдром, но и многие другие процессы, например, солнечные ожоги

Коже вредно ультрафиолетовое излучение. Оно бывает двух типов: А и В. UVB обжигает кожу, а UVA проникает в более глубокие ее слои и оказывает долговременное действие, вызывая сухость, морщины, потерю эластичности, то есть комплекс признаков, называемый фотостарением (рис. 4).  И ожоги, и фотостарение сопровождаются воспалением и образованием активных форм кислорода (АФК). Поэтому резонно предположить, что антиоксиданты защитят кожу от ультрафиолета. Эту гипотезу уже несколько лет проверяет группа итальянских и испанских ученых [3].

3.jpg

Рисунок 4.  Ультрафиолетовое излучение вызывает ожоги и старит кожу.

Сначала исследователи показали, что экстракты розмарина и цитрусовых снижают окислительный стресс и уровень повреждения ДНК в культуре клеток, облученных UVB. В качестве маркера окислительного стресса они использовали малондиальдегид, который образуется в результате реакции АФК с кожными липидами. Затем ученые провели небольшое исследование на добровольцах и убедились, что комбинация экстрактов увеличивает дозу облучения, вызывающую ожог.  Они запатентовали свои экстракты и продолжили исследования.

Ученые провели два эксперимента, краткосрочный и длинный. В обоих участвовали здоровые женщины европейского типа. Во время эксперимента их просили избегать искусственных и естественных ультрафиолетовых лучей и не принимать препараты, содержащие антиоксиданты. У дам предварительно определили минимальную эффективную дозу (МЭД), вызывающую ожог. Для этого кожу на внутренней стороне облучали возрастающими дозами ультрафиолета и отмечали минимальную, при которой спустя сутки-двое возникает ожог. Исследователи тестировали экстракт грейпфрута и розмаринасодержащий 35 эквивалентов галловой кислоты (меру антиоксидантного потенциала), более 7% фенольных соединений розмарина и более 20% флавоновых соединений грейпфрута на 100 г сухого веса.

В краткосрочном исследовании изучали влияние экстракта на возникновение солнечного ожога. В нем приняли участие пяь женщин, средний возраст 31 год. В первый день участницы приняли 100 или 250 мг экстракта, а спустя 15 —30 минут их облучали ультрафиолетом в минимальной эффективной дозе и определяли, через какое время покраснеет кожа. На четвертый день все пять участниц получали плацебо и те же дозы облучения. В третьем раунде, на седьмой день, те, кто раньше получал 100 мг экстракта, теперь получали 250, и наоборот. Оказалось, что прием экстракта в обеих дозах смягчает действие ультрафиолета: кожа меньше краснеет, краснота быстрее проходит.  Разница между действием экстракта и плацебо особенно заметна спустя сутки.

В долгосрочном исследовании проверяли влияние экстракта на состояние кожи. В нем участвовали 90 женщин, средний возраст 52 года. Их разделили на три равные группы, принимавшие 100 и 250 мг экстракта или плацебо ежедневно на завтрак в течение дух месяцев.  По окончании курса у них повторно определили МЭД, а также содержание малондиальдегида в верхнем слое кожи, глубину морщин и эластичность кожи. Оказалось, что  толерантность кожи к ультрафиолетовому излучению выросла: МЭД увеличилась на 27— 30%. Глубина морщин уменьшилась на 15%, эластичность кожи возросла на 4—5 %. Экстракт доз-зависимо уменьшал как фоновый уровень малондиальдегида в крови, так и его содержание после облучения: доза 100 мг — на 19 и 20%, соответственно; 250 мг — на  33 и 22%.

Это масштабное исследование подтвердило предыдущие результаты: экстракт улучшает состояние кожи, снижает фоновый уровень АФК, ослабляет окислительный стресс и уменьшает восприимчивость кожи к УФ-излучению. Однако эффект может зависеть от оттенка кожи, и этот аспект его действия пока не изучен.

Исследователи отмечают, что кратковременное действие экстракта слабее долговременного. Он лучше подготавливает кожу к возможным повреждениям, чем восстанавливает уже полученные. Но и долговременный эффект относительно небольшой. Скажем, участница могла пробыть на солнце, не обжигаясь, 20 минут, а спустя два месяца этот срок увеличивается до 26 минут. Кроме того, экстракт не защищает от образования морщин, они просто стали менее глубокими. Так что экстракт пока не заменит солнцезащитный крем — средство более мощное, к тому же лучше изученное, а, следовательно, и более надежное. При желании экстракт можно использовать в дополнение к крему.

Не будет ли экстракт действовать сильнее, если увеличить дозу? Вряд ли. Во всяком случае, ощутимой разницы между дозами 100 и 250 мг экстракта нет. К тому же больше не значит лучше: избыток антиоксидантов может повредить. Ученые предполагают, что имеет смысл увеличивать не дозу экстракта, а срок его приема, эту гипотезу им предстоит проверять.

В ожидании результатов некоторые люди интересуются, не стоит ли им ежедневно есть розмарин и грейпфрут. Если им нравится, то пожалуйста. Для достижения аналогичного эффекта нужно ежедневно съедать щепотку розмарина и выпивать стакан свежеотжатого грейпфрутового сока — количество, вполне доступное.(link)

1.     Vlassara H. et al., «Oral AGE restriction ameliorates insulin resistance in obese individuals with the metabolic syndrome: a randomised controlled trial». Diabetologia. 2016. 59.  2181-92. doi: 10.1007/s00125-016-4053-x.

2.     Rock Ch. L. et al., « Effects of diet composition on weight loss, metabolic factors and biomarkers in a 1-year weight loss intervention in obese women examined by baseline insulin resistance status». Metabolism. 2016. 65. 1605–13. doi: 10.1016/j.metabol.2016.07.008

3.     Nobile V. et al., «Skin photoprotective and antiageing effects of a combination of rosemary (Rosmarinus officinalis) and grapefruit (Citrus paradisi) polyphenols». Food Nutr Res. 2016. 60:31871. doi: 10.3402/fnr.v60.31871. 

Популярные темы

08.10.2018, 14:16
Если ты молодой и жирный, тебе это может быть интересно
21.11.2018, 15:30
Боли в пояснице? Тренируйте пресс!
11.05.2018, 14:05
L-АРГИНИН – УНИВЕРСАЛЬНАЯ АНТИВОЗРАСТНАЯ ДОБАВКА
28.04.2018, 16:13
Амилопектин - легко и быстроусвояемый поставщик глюкозы